Культура и быт коренных народов Ленинградской области
Чтобы понять истинное богатство родного края, нужно помнить – каждый народ, издавна живущий на нашей земле, внес неоценимый вклад в нашу историю, в становление нашего полиэтничного и мультиконфессионального государства. Их самобытность, обычаи, национальный характер стали истоками традиций и своеобразия культурной жизни Ленинградской области.
С древнейших времен на территории современной Ленингрдской области проживают народы прибалтийско-финской языковой группы финно-угорской семьи - вепсы, водь, ижора, ингерманландские финны, тихвинские карелы.
Вепсов в Ленинградской области сегодня около 2 000 человек. В основном они компактно живут на востоке региона - в Лодейнопольском, Подпорожском, Тихвинском и Боситогорском районах.
Водь – самый малочисленный народ в европейской части России. Численность вожан в Ленинградской области - всего 33 человека, проживающих, в основном, в деревнях Лужицы, Краколье и Пиллово Кингисеппского района.
Ижор в Ленинградском регионе всего 169 человек, в основном они расселены в деревнях Сойкинского полуострова Кингисеппского района.
Родиной ингерманладских финнов был Карельский перешеек. Они пришли на земли между реками Нарова и Лава после русско-шведских войн и Столбовского мира 1617 года. В наши дни численность ингерманландских финнов в Ленинградской области - 4366 человек.
В восточных районах Ленинградской области издавна проживали и тихвинские карелы. Сегодня в Ленинградской области карел 1345 человек.
"В гости к Вепсам"
Вепсы - один из древнейших народов севера Европы. Издавна они жили в согласии с природой, занимались собирательством, земледелием, ремеслами. Простая одежда и пища отличают этих тружеников. Важными для вепсов были и остаются гостеприимство и взаимопомощь. В России вепсы проживают не только на востоке Ленинградской области, но также в Республике Карелия и в Вологодской области. Вепсские деревни находятся в большой удалённости от русскоязычных поселений, здесь всегда жили замкнуто, хорошо сохранилась традиционная кухня и народные промыслы.
- Маршрут "Сказки Вепсского леса"
- Маршрут "Рушники православных храмов"
- Маршрут "Вепсская вышивка"
- Маршрут "На краю вепсской земли"
"В гости к Ингерманландским финнам"
Ингерманландские финны традиционно проживают в центральных, северных и западных районах Ленинградской области. Эта этническая общность, говорящая на особых ингерманландских диалектах финского языка, сформировалась после Столбовского мира 1617 года, когда древняя Ижорская земля Великого Новгорода отошла к владениям шведских королей и стала называться Ингерманландией, и в нее были переселены финские крестьяне. После возвращения Петром Великим «праотечественных земель» финны не ушли с берегов Невы и связали свое будущее с Россией. Финны – трудолюбивые хозяева, они с XVIII до начала XX века в буквальном смысле «кормили» столицу империи Санкт-Петербург. В наши дни культура и народные традиции ингерманландских финнов переживают период возрождения.
- Маршрут "Финские хутора"
- Маршрут "Финские места Карельского перешейка"
- Маршрут" Забытая страна Ингерманландия"
"В гости к Води и Ижоре"
Племя водь известно по русским летописям с 1069 года. Светловолосые и голубоглазые вожане были хитры, смекалисты и храбры. Ныне водь – самый малочисленный народ в европейской части России. Ижоры – древнейшее население нынешней территории Ленинградской области. Их предки – первые люди, пришедшие на берега Финского залива после отступления ледника. Издавна занимались морским рыболовством, этот трудный и опасный промысел сформировал характер ижор – несгибаемый, твердый, упорный. Перед Невской битвой князя Александра со шведами в 1240 году ижорский старейшина Пелгусий (Пелконен) помог князю, предупредив новгородцев о подходе шведских кораблей.
- Маршрут "Древние предания Водской пятины"
"В гости к тихвинским Карелам"
Тихвинская Корела находится не в Карелии, и не на Карельском перешейке, и даже не в Тихвинском районе, хотя, конечно, ближе всего к нему. Эта местность расположена на самом юге Бокситогорского района. Этническая группа тихвинских карел образовалась в первой половине XVII века, когда в результате опустошительных русско-шведских войн и после Столбовского мира от Московского государства отошли значительные территории Карелии. Часть карел бежала «за русский рубеж» – в Тверь (тверские карелы) и Нагорное Обонежье (тихвинские карелы)Их появление на землях близ Тихвинского монастыря связано с «уходом» большой части населения из коренной Карелии во время шведских войн XVII века. В отдаленных лесных деревнях карелы сохранили свой язык, обычаи, веру.
- Маршрут "Путешествие к тихвинским Карелам"