Маршрут "Великие гидротехнические сооружения"

Маршрут "Великие гидротехнические сооружения"

Платины, каналы, водохранилища, шлюзы, порты, дамбы — еще с древних времен на территории Ленинградской области мастера преобразовывали природу в соответствии с интересами людей. Посетив Маршрут «Великие сооружения Волхова» вы познакомитесь с выдающимися гидротехническими сооружениями, расположенными на берегу реки Волхов. 

Музей истории города Шлиссельбурга (Фабричный остров, 2а, город Шлиссельбург). Музей основан в 1990 году. Экспозиция музея рассказывает об истории одного из старейших городов Кировского района. В музее собрано богатая коллекция материалов, документов и фотографий разных лет по истории города и района.

Староладожский канал (город Шлиссельбург, ул. Староладожский канал) — один из уникальных памятников Петровской эпохи, связан с именем Петра Великого. Именно Петр I задумал создать искусственные водные пути. Протяженность канала от Шлиссельбурга в истоке Невы до Новой Ладоги в устье Волхова была 111 километров, а ширина 20-25 метров. В 1730 году канал дошел до конечной точки назначения — города Шлиссельбург. Спустя 80 лет Староладожский канал стал частью Мариинской водной системы, ныне называемой Волго-Балтийским водным путем.

Новоладожский историко-краеведческий музей (Волховский район, г. Новая Ладога, Пионерская ул., 16). Музей открыт 5 ноября 1987 года в доме, принадлежавшем купцу И.Тимофееву, бывшему владельцу местных плитных ломок. Коллекция музея отражает срез местной материальной и духовной культуры. В музее развернуто несколько экспозиций, посвященных истории города Новая Ладога. Является памятником регионального значения.

Новоладожский канал (канал Императора Александра II) (Волховский район, г. Новая Ладога) был спроектирован в уровень с Ладожским озером и не требовал сложной системы поддержания уровня воды (шлюзов, водоспусков и т.д.). Канал имел ширину 50-60 метров при глубине 2,5 метра. Вдоль берегов канала была проложена широкая дорога для лошадей. Работы по строительству канала начались 28 мая 1861 г., но этот канал (в отличие от Староладожского) начали строить со стороны Шлиссельбурга. Новоладожский канал был проложен севернее Петровского, значительно ближе к черте берега Ладожского озера. Новоладожский канал строился 5 лет и был открыт 1 сентября 1866 г. в присутствии императора Александра II , именем которого он и был назван.

Волховская ГЭС (Волховский район, г. Волхов). Идею строительства гидроэлектростанции на реке Волхов первым выдвинул инженер Г. О. Графтио в 1902 году. Спустя 12 лет он его модернизировал с учетом появления более мощных турбин и представил на рассмотрение правительства царской России. Торжественное открытие Волховской гидроэлектростанции состоялось в декабре 1926 года. Тогда было пущено три гидроагрегата, а остальные активировали в течение следующих 12 месяцев.

Музей истории города Волхова (Волховский район, г. Волхов, Октябрьская ул., 27) был открыт 3 октября 1969 года в доме Генриха Осиповича Графтио, автора проекта и главного инженера Волховской ГЭС. В период строительства Волховской ГЭС стены этого дома стали свидетелями жарких споров на долгих совещаниях в борьбе за жизнь первенца ленинского плана ГОЭЛРО. Здесь побывали многие партийные лидеры и члены правительства, писатели, руководители международного коммунистического движения: Г.М.Кржижановский, М.И.Калинин, А.И.Микоян, Г.К.Орджоникидзе, С.М.Киров, Ф.Э.Дзержинский, В.В.Куйбышев, Д.Бедный, А.Толстой, Э.Тельман, И.В.Сталин и многие другие. Фондовая коллекция Музея истории города Волхова составляет более 11 тысяч единиц хранения. В коллекции собраны материалы по истории края ХХ в., связанные строительством железнодорожной дороги, Волховской гидроэлектростанции, Волховского алюминиевого комбината.