Государев маршрут: приглашаем в путешествие

Государев маршрут: приглашаем в путешествие

После того, как Петр I перенес столицу из Москвы в Петербург, появилась необходимость в строительстве дороги между двумя городами. Строительство началось в 1714 году.

Эту дорогу можно назвать Государевой, потому что именно по ней проезжали пышные царские кортежи. Дорога занимала от трех до десяти дней. Через каждые 25 верст, расстояние, которое лошадь проходит за один раз, стояли путевые дворцы, почтовые станции, трактиры и гостиницы различной «звездности», ремонтные мастерские. Лучшие архитекторы трудились над созданием дворцов для отдыха августейших особ, а позже создавали инфраструктуру железнодорожных станций.

В 1842 году по приказу Николая I вдоль тракта Петербург - Москва началось строительство железной дороги. Для быстрейшего продвижения ее максимально спрямили. Если раньше дорога занимала от трех-четырех суток, то первый поезд в 1851 году прошел ее ровно за сутки.

У путешественников появится уникальная возможность комфортно проехать по государеву маршруту и выбрать для себя интересные остановки. Для посещения в Ленинградской области по маршруту «Государева дорога» предложены: Любань, Тосно, Андрианово, Лисино-Корпус, Гатчина.

Любань
84 км от СПб - провинциальный городок с населением в 4,5 тысячи.

В 1849 году через Любань прошел первый пассажирский поезд, а в 1850 было построено здание ж/д вокзала. Это время можно считать временем расцвета Любани. Высокопоставленные железнодорожные служащие покупали здесь дачи. Село процветало. 

Постройка инфраструктуры главной железной дороги страны была поручена любимому архитектору Николая I - Константину Тону. Архитектор решил пространство дороги - 651 километр - как единый ансамбль. Непременным атрибутом станционного комплекса были вокзал и церковь.

В Любани сохранились и вокзал, и церковь.

Церковь, правда, была разрушена во время войны, но в конце 90-х восстановлена.

Храм Петра и Павла построен по проекту архитектора К. А. Тона - автора храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца. Это единственный в России железнодорожный храм - мемориал строителям Николаевской ж/дороги. В нем установлены доски с именами всех значительных строителей магистрали - всего 79 человек.

Настоятель храма отец Евгений Бабинцев говорит: «Когда вы едете по дороге, соединяющей Петербург и Москву, да и вообще, когда едете по железной дороге, вспомните, пожалуйста, о том, что есть такой город — Любань. В нем есть церковь, где каждый день молятся о здравии всех путешествующих на поездах».

Тосно

небольшой город в 64 км от СПб с населением 45 тысяч человек. 

В городе одна гостиница - «Отель Тосно» с большими номерами и высокими потолками. При гостинице ресторан с приличным питанием. Отель расположен на окраине города на берегу реки Тосны.

В Тосно расположен историко-краеведческий музей с очень интересной экспозицией — «Дом царской кормилицы».

Музей расположен в старинном двухэтажном купеческом доме, принадлежавшем семье Смолиных. Молодая хозяйка была взята в качестве кормилицы для Ники, будущего императора Николая II. В музее вас ждет интересный рассказ о жизни кормилиц, дети которых являлись молочными братьями и сестрами будущих императоров. В экспозиции представлены мемориальные вещи, принадлежавшие Марии Смолиной, среди которых подарки императора. 

Музей знакомит с жизненным укладом и семейным бытом купеческой семьи конца 19 - начала 20 века. Кроме вещей, связанных с жизнью семьи кормилицы, в музее можно увидеть, как выглядела торговая лавка в конце 19 века, узнать, чем торговали, какие весы и меры для взвешивания существовали.

Адрес: г. Тосно, пр. Ленина, д. 47а.

Часы работы: вт-вс 11 - 17

Андрианово - Усадьба Марьино

Между Любанью и Тосно рядом с деревней Андрианово находится «Усадьба Марьино», когда-то принадлежавшая знаменитым дворянским семьям графов Строгановых и князей Голицыных. «Усадьба Марьино» - частное владение. Хозяйке — Степановой Галине Георгиевне, удалось воссоздать атмосферу дворянского быта. 

Кроме комфортабельных номеров и анфилады гостиных к услугам гостей Английский парк площадью 15 гектаров и ферма. На ферме разводят коров, овец, кур, уток, страусов, павлинов. 

Как в старые добрые времена, в усадьбе держат русских борзых. Есть и своя конюшня. Недалеко от конюшни расположен каретный двор с коллекцией саней и карет. 

Здесь вас всегда ждет интересная экскурсия. Чтобы неспеша посмотреть дворец, прогуляться по парку, посетить ферму и выпить чаю с домашними пирогами, нужен целый день.

Лисино-корпус

В 20 км от Тосно расположен поселок Лисино-Корпус, получивший свое название от местности, славившейся большим количеством лис. Вторая часть топонима - Корпус от основанного в 1834 году Егерского училища - Корпуса лесничих.

Здесь находится Лисинский лесной колледж, бывшее учебное лесничество, в состав которого входило Егерское училище. 

Основал учебное лесничество Министр финансов, граф Егор Канкрин в 1834 году. В 2014 году колледжу исполнилось 180 лет.

Архитектурный ансамбль в Лисино создавал архитектор Николай Бенуа. За годы работы в Лисино, с 1852 по 1862, им были возведены три постройки центральной части усадьбы: здание учебного корпуса, Императорский охотничий дворец и Церковь животворящего креста Господня. За заслуги по возведению Лисинских построек Бенуа получил орден Станислава II степени. Все три постройки сохранились.

При колледже создан и работает учебный Музей истории российского лесоводства. Здесь можно увидеть интереснейшую коллекцию, характеризующую развитие лесной науки. Экспозиция разместилась в семи залах. Обзор начинается с карты 1676 года и Указа Петра «О пользовании лесами по правилам лесной науки». Два зала музея посвящены истории Царских охот в Лисино в период с 1846 по 1917 годы. В музее представлены охотничьи трофеи Александра II и рисунки придворного художника М. Зичи. Также в залах музея представлены полотна и микродиарамы талантливого художника Александра Блинкова, считающегося лучшим советским анималистом. Они дают возможность посетителям реально представить богатый мир фауны окрестных лесов.

Материал Марины Ларионовой